Основателей стартапа Immigram били и по паспорту, и по кошельку

Чем обернулась победа британского стартапа с российскими корнями.
Британский стартап Immigram, основанный Анастасией Миролюбовой и Михаилом Шароновым, выиграл престижный приз на международном конкурсе Slush 100 Pitching Competition в Хельсинки. Это вызвало волну недовольства со стороны пользователей соцсетей, которые сочли неуместным давать международные премии компаниям с российскими связями на фоне продолжающейся на Украине «спецоперации». Основатели стартапа утверждали, что никаких связей с Россией у них нет, но в итоге отказались от приза, сняв свою кандидатуру с конкурса за несколько минут до того, как организаторы отозвали премию.

Скандальная победа

18 ноября стало известно о победе компании Immigram Анастасии Миролюбовой и Михаила Шаронова на престижном конкурсе Slush 100 Pitching Competition, который ежегодно проводится в столице Финляндии — Хельсинки. Британский стартап с российскими корнями получил в качестве приза инвестиции в размере €1 млн от фондов Accel, General Catalyst, Lightspeed Venture Partners, NEA и Northzone и, как сообщили представители компании в комментарии Forbes, планировал направить их на «расширение своей географии».

Компания Immigram занимается помощью специалистам из разных стран с получением британской визы для одаренных людей — среди клиентов компании иммигранты из более чем 10 стран, включая Индию, Нигерию и Бразилию. Однако то, что существенная доля клиентов компании — российские граждане, которые хотят получить визу Великобритании, чтобы уехать из страны, стало одной из причин разгоревшегося вскоре после новости о победе российского стартапа скандала.

Практически сразу на различных площадках и в соцсетях зазвучала критика в адрес организаторов и жюри за то, что на фоне продолжающейся «спецоперации»* России на Украине победу в международном конкурсе присудили компании с российскими связями, финансированием и клиентами. Одна из главных претензий критиков состояла в том, что у компании, которая формально является британской и утверждает, что не ведет никаких дел в России, были размещены вакансии на российском сервисе HeadHunter. На это обстоятельство обратили внимание, в частности, украинские СМИ.

В итоге, к вечеру 19 ноября организаторы Slush на странице конкурса написали, что они поддерживают Украину и не сотрудничают с российскими компаниями и фондами и не принимают заявки от стартапов и инвесторов из России, а также пообещали проверить Immigram на соответствие этим ограничениям.

Immigram в свою очередь опубликовал официальное заявление, согласно которому компания была основана иммигрантами с украинскими, татарскими, польским и русскими корнями и у компании нет офисов и связей в России — все сотрудники работают из Великобритании, Испании, Индонезии, Венгрии, Турции, Италии, Кипра, Таиланда, Южной Кореи, Германии, Сербии, Франции, Грузии и Армении. По поводу объявлений на HeadHunter основательница компании Анастасия Миролюбова в комментариях в соцсетях поясняла, что всех нанятых в России сотрудников стартап релоцирует за пределы страны. Объявления с российского рекрутингового сервиса за выходные исчезли.

Кроме того, на своей странице в LinkedIn Анастасия Миролюбова написала, что Immigram пожертвует $100 000 украинским НКО, а также отметила, что компания, миссия которой «помочь как можно большему количеству талантливых иммигрантов», имеет давнюю историю работы с украинскими разработчиками, дизайнерами и предпринимателями и намерена продолжать оказывать им помощь в переезде в Великобританию по программе Global Talent. Однако это нисколько не понизило градус обвинений в адрес как стартапа, так и организаторов конкурса Slush.

Досталось даже корреспонденту американского издания TechCrunch Майк Бутчеру, который пишет о стартапах и венчуре и в апреле написал заметку о том, что Immigram привлек $500 000 от Xploration Capital, Микиты Микадо, Joint Journey Ventures и группы бизнес-ангелов. Пользователи Twitter предъявили ему претензии за публикацию. В итоге Бутчеру пришлось оправдываться, объясняя, что стартап, о котором он написал, является юридически британским. Кроме того, отвечая на упреки в избыточном внимании российским стартапам, Бутчер написал, что и он лично, и TechCrunch c самого начала «спецоперации» поддерживали украинские стартапы и украинских основателей, но редакцию при этом «интересуют факты».

Не помогло сгладить конфликт и то обстоятельство, что среди финалистов конкурса была украинская компания Zeely. Ее упомянула в своем сообщении Миролюбова, которая написала, что из-за происходящего сейчас на Украине «испытывала смесь радости с горечью», стоя на одной сцене с ними. Zeely — это мобильное приложение для малого бизнеса, которое основали в 2021 году Дмитрий и Ярослав Самойлюки и Алина Бондаренко.

«Единственое решение»

21 ноября соосновательница стартапа Анастасия Миролюбова сообщила на своей странице в LinkedIn, что компания отказывается от участия в конкурсе. Такое же сообщение появилось на странице Immigram: «IMMIGRAM СНИМАЕТ СВОЮ КАНДИДАТУРУ С УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ SLUSH. Мы продолжим поддерживать Украину и строить компанию для миллионов талантливых людей, которые хотят свободно передвигаться по миру». В комментарии для Forbes Анастасия сказала: «Это было единственное решение».

В считанные минуты после этого и организаторы Slush опубликовали свое заявление: «В свете новой информации об объеме российских операций победителя Slush 100 Pitching Competition мы приняли решение отозвать их выигрыш». Организаторы попросили фонды, средства которых должны были быть направлены в качестве приза Immigram, отозвать свои инвестиции, а также выразили сожаление, что не провели более тщательную проверку участников до того, как допускать их к конкурсу. Пользователи соцсетей, которые наиболее активно критиковали организаторов, это решение в основном одобрили.

В комментарии для Forbes Анастасия Миролюбова упрекнула организаторов в дискриминации и отказе от декларируемых ими же ценностей и призывов «уважать каждого участника конференции, вне зависимости от пола, национальности, религии или сексуальной ориентации». Миролюбова рассказала также, что после новости о победе своего проекта «получила огромное количество персональных угроз, в том числе и убийством», но и «много слов поддержки от венчурных фондов со всего мира». Миролюбова сказала также: «Команда Immigram искренне соболезнует тем, кому наша победа причинила боль. Та дискриминация и расизм, которые мы увидели в наш адрес, недопустимы, поэтому мы публично отказались от победы в конкурсе до официального решения Slush».

Ее партнер Михаил Шаронов сказал, что компания гордится своим выступлением на конкурсе и надеется, что «ксенофобия, дискриминация и расизм не станут препятствием для других фаундеров с российскими и белорусскими корнями — и они продолжат строить успешные международные проекты».

Пост в поддержку проекта опубликовал на своей странице в LinkedIn один из инвесторов Immigram Микита Микадо. «Я верю, что люди не должны лишаться возможностей из-за того, что они не там родились... — написал он. — Несмотря на то, что я предвижу хейт в комментариях, я продолжу поддерживать Украину и украинских людей, а также людей всех рас и национальностей, которые хотят делать добро. Зная Анастасию, я уверен, что и она поступит так же». Микадо закончил свой пост упреком в адрес Slush: «Это отстой. Если вы хотите быть беспристрастными, следуйте своим принципам. Вы отлично знали, что основатели Immigram родом из России».

«Это обидно и несправедливо, — написал на своей странице в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена), бывший топ-менеджер Google и основатель стартапа Optic Андрей Дороничев. — Настя с первого дня публично осуждала войну, сделала свой продукт бесплатным для украинцев, собирала помощь, селила у себя в квартире беженцев, и конечно же вывезла всю свою команду из РФ. Я не знаю, что еще она, как CEO, могла сделать в этой ситуации. Но мне понятно, почему украинцам и всем тем, кто страдает сейчас от российской агрессии, невыносимо слышать про то, как что-либо российское побеждает где-либо в Европе».

Еще один инвестор Immigram партнер фонда True Global Ventures Сергей Дашков в комментарии для Forbes сказал только, что как инвестор ранней стадии, он рекомендует эту компанию для вложений и готов связать всех венчурных инвесторов, которых этот проект заинтересует, с основателями.

Кто виноват и что делать

Ситуация, когда международный стартап с российскими корнями вынужден отказываться от инвестиций в миллион евро, вызвала живой отклик в российском венчурном сообществе. Многие выразили поддержку фаундерам Immigram, при этом прозвучали и попытки разобраться, была ли у основателей возможность предпринять меры, которые помогли бы избежать этого скандала. Вопрос о том, нарушали ли основатели технические требования организаторов конкурса и действительно ли они нанимали сотрудников в России, все еще остался открытым — доказательств подтверждающих или опровергающих этот факт стороны не публиковали.

Так или иначе, в венчурном сообществе обсуждают общие для всех российских основателей международных стартапов проблемы. Консультант по международным коммуникациям для венчурных фондов и стартапов Мария Глазкова отмечает, что культура отмены сейчас может за один день лишить всех контрактов, спонсоров и репутации. «Можно спорить о решении Slush, но реальность сегодня такова: имеешь какое-либо присутствие в России, делай все возможное, чтобы избавиться от этого до начала работы с европейскими организациями (конкурсами, медиа или инвестиционными фондами). Если на гражданство закрывают глаза — все понимают, что от паспорта избавиться не так просто, — то финансовые активности в России вам уже не простят. Это, возможно, несправедливо, но в венчурном бизнесе справедливость не так популярна».

«Справедливости к проектам, где как-то можно найти русские корни, мы не увидим еще долго даже в традиционно нейтральных к национальности сферах типа венчура или науки, — говорит и ​​соосновательница POOL PR Ксения Лео, — Недавно, к примеру, публикация научных результатов моего знакомого ученого из Великобритании встала на паузу только потому, что в проекте участвовал научный сотрудник из России. Бизнесу и стартапам стоит это учитывать, в сегодняшней реальности это обязательный пункт во внешних коммуникациях компании».

Управляющий партнер инвестиционного фонда и акселератора HR&ED-tech Оксана Погодаева считает, что минимальные необходимые шаги для международных компаний с российскими основателями — релоцировать бизнес и самих основателей: «Такой период надо пережить — многие понимают несправедливость ситуации и поддерживают Immigram. В долгосрочной перспективе это, возможно, даже поможет компании, так как обеспечит ей дополнительное внимание, которое, скорее всего, положительно отразится на продажах».

Бизнес-ангел и член сообщества Angelsdeck Андрей Резинкин считает, что основатели Immigram выбрали максимально правильную стратегию с учетом сложившейся ситуации, выражая поддержку Украине и не эскалируя скандал. «Вставать в позу и обвинять всех вокруг сейчас контрпродуктивно. Чем быстрее эта история перестанет быть в центре внимания, тем лучше», — говорит он.

Основательница международного стартап-комьюнити Discovering Summits Юлия Сабитова считает, что несмотря на спорность ситуации, когда стартап с российскими корнями участвует в европейском конкурсе, соревнуясь с украинской компанией, кризиса могло бы не быть, если бы не было тех самых вакансий на HeadHunter: «До февраля иметь успешную американскую/британскую/европейскую компанию и сотрудников в России было реально, теперь это невозможно. Дело не в национальной принадлежности ваших разработчиков, а в налогах, которые вы платите. Надеюсь, что после этой ситуации, компании дорелоцируют тех, кого еще не успели, и прямо сегодня проверят LinkedIn и все публичные ресурсы на предмет указанных локаций в профилях и вакансиях. Прецедент c Immigram многих научит, но очень и очень дорого обошелся ребятам».

Управляющий партнер фонда the Untitled Ventures Константин Синюшин говорит, что с профессиональной точки зрения венчурной индустрии считает невозможным «делить стартапы как по цвету кожи, так и по цвету паспорта» и выступает против травли людей «не только не причастных ни к каким злодеяниям, но и активно выступающих против таковых». По его мнению, первый прецедент пересмотра итогов конкурса после официального оглашения итогов «не только будет горько воспринят российскими венчурными эмигрантами, но и создаст ответное чувство вины у наших европейских и американских коллег».

Синюшин рекомендует уехавшим из России основателям и инвесторам «стоически принимать попытки возложить на них коллективную ответственность, но при этом ни в коем случае не прятаться и не пытаться скрыть свои корни. «Участвуйте в конкурсах, ищите инвесторов, выводите проекты на новые рынки, помогайте украинским беженцам и обязательно объединяйтесь. Нам надо иметь институциализированное представительство перед общественными и государственными органами», — советует он.

Сабитова тоже считает, что уехавшим предпринимателям нужна организация, которая будет помогать в подобных случаях как юридически, так и отстаивая репутацию русскоязычных предпринимателей. «Если бы такая организация уже существовала, то вчера можно было бы более эффективно поддержать Immigram. Они абсолютно честно завоевали свою победу», — подчеркивает она.
---
Европейский суд разобрался в проблемах "опущенных"
ЕСПЧ исследовал российскую тюремную иерархию.
Виолетте Пригожиной снова рады в Брюсселе
Суд по иску матери Пригожина установил, что та не владеет компанией «Конкорд Менеджмент и Консалтинг» с 2017 года, как считал Брюссель, а родственных связей недостаточно для включения в санкционный список.
Никита Мазепин вновь погоняет на «Формуле-1»
Ранее сын одного из богатейших россиян — бизнесмена Дмитрия Мазепина — Никита Мазепин был пилотом команды «Хаас», но, попав под санкции, он потерял место в команде.
От кирпичей до унитазов - что ЕС может запретить экспортировать в Россию
Страны ЕС продолжают обсуждать десятый пакет санкций против России, который планируется принять к годовщине начала войны в Украине.
«Локомотиву» подвалят деньжат за Миранчука
«Аталанта» заплатит московскому клубу: ФИФА встала на его сторону несмотря на санкции.
Виталий Савельев в Евросоюз больше ни ногой
ЕС ввел новые санкции против России и расширил перечень россиян, подпадающих под ограничения.
«Сбер» без SWIFT, зато ВТБ - с Крымом
ЕС отключит «Сбер» от SWIFT. Евросоюз уточнил детали шестого пакета санкций против России.
Россиянам больше не прикупить домик на Майорке и квартиру в Париже
Еврокомиссия планирует приостановить все сделки с недвижимостью россиян и российских юрлиц, а также запретить передачу прав собственности на объекты недвижимости.
Российскому футболу UEFA пробил пенальти
UEFA расширил действие изоляционных санкций на следующий сезон.
Россияне больше не носят Prada
Евросоюз запретил ввоз в Россию дорогих товаров.
Санкции срикошетили в Мордашова
Евросоюз ввел новые персональные санкции против 26 россиян. Впервые под ограничения попал богатейший миллиардер России Алексей Мордашов, а также Алишер Усманов, Михаил Фридман и Петр Авен. 
Алекперов и Сечин влетели с модернизацией
Санкции ЕС срывают модернизацию нефтеперерабатывающих заводов в РФ.
Литвиненко убили власти РФ
Власти РФ не предоставили достаточных доказательств своей непричастности к смерти Александра Литвиненко. К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека.
Из Granini выжимают сок
Конфликт с экс-партнером обернулся для производителя соков Eckes-Granini арестом активов в Европе. Спустя десять лет после разрыва отношений ее оппонент пытается реализовать решение третейского суда в России о взыскании 49 миллионов долларов.
Израильская программа ломает жизнь оппозиции
Власти ряда стран используют шпионскую программу Pegasus для слежки за неугодными, в том числе и журналистам.
Санкции ЕС не затронут российских миллиардеров
Евросоюз задействовал в отношении России самый мягкий вариант ограничений, считают эксперты.
ЕСПЧ зачем-то вступился за российских неонацистов
Присяжные, судившие неонацистов Никиты Тихонова и Евгении Хасис за убийство адвоката Станислава Маркелова и журналистки Анастасии Бабуровой, были пристрастными. 
Активы Михаила Гуцериева оказались под возможным ударом санкций ЕС
В Брюсселе прорабатывается вопрос персональных санкций против Александра Лукашенко и близких ему бизнесменов.
Налетай, подешевело - коронавирус обрушил цены на «золотые паспорта»
Во время пандемии вид на жительство в других странах и второе гражданство стали для россиян альтернативой выездным визам. Сейчас некоторые «золотые паспорта» можно купить дешевле, чем до эпидемии.
Костина оставили под санкциями
Европейский суд счел введение Евросоюзом санкций против ВТБ обоснованным. Под ограничения банк попал в августе 2014 года, после чего неоднократно пытался обжаловать решение суда.