Белорусские возвращенцы

Суды экстрадируют из России участников прошлогодних протестов в Минске вопреки запрету ЕСПЧ.
За последние две недели российские суды постановили экстрадировать на родину уже двух граждан Беларуси. Они были участниками акций протеста в стране после президентских выборов в августе прошлого года. Чемпион мира по кикбоксингу Алексей Кудин просил в России политубежище. Европейский суд по правам человека запретил выдавать его белорусским властям. Но Россия не выполнила решение суда — ночью тайно Кудина вывезли в Минск. Затем суд в Москве постановил экстрадировать белорусского активиста Андрея Казимирова — снова в обход решения ЕСПЧ о запрете экстрадиции. На родине Кудину грозит до пяти лет тюрьмы, Казимирову — до восьми лет. Под вопросом судьба еще одного гражданина Беларуси — Евгения Шабалюка. Корреспондент «Новой» разобралась в историях выдачи белорусов российскими судами.

Алексей Кудин

10 августа мастер спорта, многократный чемпион мира по кикбоксингу и боец ММА Алексей Кудин вышел на акцию протеста в родном городе Молодечно в Минской области. И стал обвиняемым по статье о «сопротивлении сотруднику органов внутренних дел» (ст. 363 УК РБ).

На канале журналиста Александра Лютикова в YouTube Кудин описал произошедшее с ним: «Все в городе меня знают, куча знакомых, все здоровались, спрашивали мое мнение о ситуации, как жизнь. Мы стояли на площади общались. Потом увидели, что гражданские люди стоят на коленях, а перед ними оцепление солдат с щитами. […] 

Я сделал шаг вперед в сторону солдат и просто сказал: «Ребята, и меня бить будете? За что?» — на что из второй шеренги вышел солдат и пшикнул мне в лицо газом.

Я отвернул лицо и почувствовал такой резкий удар дубинкой по голове. Я на автомате (это инстинкт самообороны включается) тыльной стороной ладони ударил его под шлем, бью ему в скулу. Он падает, нокаутировал его. И в эту же секунду я почувствовал еще удар от другого силовика. В панцире и черных латах, без опознавательных знаков. Он тяжелый в своем панцире, ему больше времени нужно, чтобы замахнуться, поэтому я нанес ему смачный боковой в стекло, у него лопнул шлем».

На видео Кудин вспоминает, что «всего навредил пятерым», но и сам серьезно пострадал: «У меня была исполосована вся спина, около восьми таких хороших ударов». Адвокат Мария Красова рассказывала в интервью Deutsche Welle, что после митинга спортсмен подвергся пыткам: «Алексею удалось убежать, он вернулся домой, понял, что ему плохо, и поехал в больницу. И уже на подъезде к больнице под его машину бросили две светошумовые гранаты, стали стрелять в него из травматического пистолета «Оса». Его избили так, что, когда он оказался в изоляторе, несколько раз терял сознание от кровопотери, у него практически был отстрелен палец».

В ноябре 2020-го Кудина объявили в розыск: он не явился на судебное заседание по уголовному делу. В январе этого года он был арестован в Москве по запросу белорусской стороны и помещен в СИЗО Зеленограда. Спортсмен попросил у России политическое убежище. Европейский суд по правам человека запретил России выдавать Кудина Беларуси, пока суд не изучит дело и не оценит, грозят ли ему пытки в родной стране. Россия решение исполнять не стала. Мужчину вывезли из подмосковного изолятора тайно — ночью. Сейчас спортсмен в Минском СИЗО. Ему грозит до пяти лет тюрьмы. Правозащитники уже обратились в Совет Европы в связи с практикой «скрытых депортаций» преследуемых граждан Беларуси.

На свободе у Кудина остались жена и пятеро детей.

Андрей Казимиров

Вторым в очереди на экстрадицию стал активист Андрей Казимиров из Бреста. Ему 22 года. В Беларуси он является обвиняемым по ч. 2 ст. 293 УК РБ («Участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами и уничтожением имущества»). Казимирову грозит до восьми лет колонии.

По словам правозащитников, во время протестов Казимиров был ранен в ногу резиновой пулей. Как рассказывал он сам, во время митинга ему пришлось передвинуть мусорный контейнер для заслона от пуль со стороны милиции. В конце августа к Казимирову пришли силовики из брестского отделения следственного комитета и пригласили на допрос. Но потом отпустили под подписку о невыезде. Активист уехал в Россию.

В январе Казимирова арестовали по запросу белорусских властей. А 27 мая Мосгорсуд принял решение об экстрадиции Казимирова.

ЕСПЧ, как и в случае с Кудиным, запретил экстрадицию в Беларусь. Но в конце июля первый апелляционный суд общей юрисдикции счел решение об экстрадиции законным.

Как рассказал «Новой» руководитель правовых программ Московской Хельсинкской группы Роман Киселев, с правовой точки зрения Россия не может игнорировать запрет на экстрадицию от ЕСПЧ:

— Если мы говорим про Правило 39 об экстренных мерах, которое использовалось в наших делах, — это решение никоим образом нельзя игнорировать, потому что игнорирование этого решения будет представлять собой нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. А они напрямую обязывают государство подобные запросы не просто принимать во внимание или сделать все возможное для их исполнения, государство обязано их исполнять.

Евгений Шабалюк

Евгений Шабалюк — мастер спорта по кикбоксингу, призер Кубка Беларуси, победитель открытого Кубка Литвы и Латвии. В Беларуси он стал фигурантом уголовного дела о сопротивлении сотруднику милиции (ст. 363 УК РБ) после участия в протестах в городе, откуда он родом — Бресте. В квартирах родных Шабалюка прошли обыски. Его брата Михаила Шабалюка уже приговорили к трем годам тюрьмы по той же статье.

Суд по делу об экстрадиции Евгения Шабалюка на родину пока не состоялся. 29 июля он вышел из СИЗО, где находился с февраля — поскольку срок содержания под стражей истек, — но сразу же на выходе его задержали. Якобы за неповиновение сотрудникам правопорядка.

На следующий день Бабушкинский районный суд назначил кикбоксеру запрет определенных действий. Как рассказала адвокат комитета «Гражданское содействие»* Роза Магомедова, суд удовлетворил все ходатайства прокуратуры и запретил Шабалюку пользоваться телеграфом, почтой, общественным транспортом. 

Наличие двух административных дел опасно, поскольку может позволить экстренно депортировать Евгения Шабалюка, рассказал руководитель правовых программ МХГ Роман Киселев: «На российском государстве лежат международные обязательства по анализу рисков. И в нынешних условиях (мы как правозащитники так полагаем, это наша позиция) говорить о выдворении в Беларусь нельзя вообще, потому что это слишком опасно».

***

В Московской Хельсинкской группе также обратили внимание на участившиеся случаи депортации российских граждан из Беларуси в Россию в связи с их предполагаемой поддержкой протестов. Начиная с октября прошлого года в МХГ стали обращаться люди, у которых был аннулирован вид на жительство в связи с совершением административного правонарушения. У россиян в Беларуси остаются семьи, родственники и единственное жилье.

— Только мы идентифицировали 15 человек. И мы понимаем, что это неполные данные, — говорит Роман Киселев. — Бывают ситуации, когда людей уже ничего не связывает с Россией, и их просто бросают в Смоленской области. Им приходится искать жилье, оформлять документы, потому что у них даже действительных российских паспортов может не быть. Последняя такая девушка приезжала в начале июля, она сейчас ждет получения паспорта.

Запрет на въезд в страну может длиться шесть месяцев, но может составлять и до 10–15 лет, рассказывает Роман Киселев:

— Если у тебя есть административка за участие в несогласованной акции — это стопроцентный билет на выдворение. 

В начале июня, например, был депортирован 20-летний мальчик, которого в милиции побили, пугали пытками. Он — музыкант, с друзьями играл в подземном переходе. И, насколько я понял, там были песни протестного толка. За это его упаковали. Формально не за участие в самом процессе. Но всем было все равно, его приписали к участникам и депортировали. Он сам родился в Минске, у него мама россиянка. И вот он сейчас в Москве пытается освоиться, с тех пор не смог получить даже действующий российский паспорт».
---
Как силовики губернаторов подсиживают
Стремительная отставка губернатора Омской области Александра Буркова свидетельствует о новом внутриполитическом тренде.
Raiffeisen Bank стирает русский бизнес
Raiffeisen Bank International определился с судьбой своего российского подразделения. Австрийский банк намерен продать актив или вывести его из периметра группы. При этом Raiffeisen сохранит часть бизнеса в России «для выполнения условий банковской лицензии».
Журналист Гершкович оказался не друг, а враг
По данным ФСБ, Эван Гершкович собирал информацию о работе предприятия российского военно-промышленного комплекса в интересах американского правительства. Он был задержан при попытке получения секретных сведений.
Алексея Москалева вычислили по включенному телефону
В Минске арестовали отца девочки, сделавшей антивоенный рисунок. Он покинул Россию перед оглашением приговора.
Оптимизаторы Шандаловы дождались заочного ареста
Предприимчивое семейство Шандаловых могло "обнести" не только частные, но и государственные структуры, включая ПАО "Транснефть" - и при этом уйти от ответственности.
Таблетки от радиоактивных отравлений засветились в судах
У «Росэнергоатома» просят защиты от утечки разработок в недружественные страны. Корпоративный конфликт хотят прервать за счет госактива.
Суд над казанским стрелком зашкаливает от эмоций
Убийце гимназистов запросили пожизненное заключение.
«Орлы» от Росгвардии не справились с беспилотниками
Сергей Волков арестован за плохую защиту Крымского моста.
У европейских «Парк Хаусов» одна надежда на «Красную площадь»
Инвестфонд из Европы может отдать свои российские активы краснодарцам.
«Ростеху» предлагают подумать над шарашками
ФСИН продвигает госкорпорации услуги заключенных.
МТС сносит яйцо
На разработку нового логотипа и рекламную кампанию компания может потратить до 1 миллиарда рублей.
«1хСтавке» выпало зеро
Судебные иски вряд ли спасут букмекера «1хСтавка» от закрытия, «преемник» у него уже есть.
Компромат на Иосифа Пригожина срикошетил по Валерии
Продюсер сказал, что его часто путают с бизнесменом Евгением Пригожиным, называющим себя основателем ЧВК «Вагнер».
Отцу - два года, девочку - в приют: приговором Москалеву возмущены все
Дело против мужчины было возбуждено за посты в соцсетях, дискредитирующие Российскую армию.
Бублик въехал в колонию на живом щите
Украинский военнослужащий осужден за убийство в ходе военных действий в ЛНР.
Владельцы «Гейма» заигрались в банкротство
К разработчику игр, основанному Игорем Мацанюком и Алисой Чумаченко, появились вопросы.
Eli Lilly отключают от российской капельницы
Американская фармкомпания передает российский бизнес партнеру.
Игорь Плетнев охладел к Hotfix
Кофейная сеть лишилась совладельца.
Салмину, готовому мочить журналистов, в мэрах Оренбурга не место
Оскорбления СМИ, угрозы и преследование авторов тг-каналов  становятся привычным делом.
Аркадий Новиков не стал раздевать уфимского ресторатора
Ловков скопировал бренд Новикова и открыл ресторан с таким названием в Уфе.