Терроризм финансировали книгоизданием

Основателя «Уммы» посадили на 17 лет.
«Ъ» стали известны подробности расследования, проведенного Главным следственным управлением Следственного комитета России (ГСУ СКР) по Москве, по результатам которого основатель и владелец издательского дома «Умма» Асламбек Эжаев получил 17-летний срок. Обвинение доказало, что пожилой издатель отправил на финансирование запрещенного «Исламского государства» (ИГ) в Сирию не менее 43 млн руб., при этом сам подсудимый клялся Аллахом, что не имеет никакого отношения к террористам.

2-й Западный окружной военный суд в Москве признал Асламбека Эжаева виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 205.1 (организация финансирования террористической деятельности) УК РФ.

Гособвинение запрашивало для него 18 лет колонии строгого режима. Коллегия из трех судей во главе с Сергеем Бровко, рассматривавшая дело с мая прошлого года, с прокуратурой в целом согласилась. По первому из двух эпизодов, на которые было формально разделено дело, ему назначили 6 лет строгого режима, а по второму — 16 лет строгого режима и год ограничения свободы. После частичного сложения сроков издатель получил 17 лет заключения, из которых 4 года он проведет в тюрьме.

В СИЗО по решению Пресненского райсуда Асламбек Эжаев попал еще в апреле 2021 года. Задержали его сотрудники ФСБ и ГСУ СКР, давно разбиравшиеся с финансистами сирийских боевиков. Вначале участники расследования вышли на Алима Бегиева (осужден на 17 лет). Будучи торговцем «Горбушки», он привлек десятки людей, собиравших деньги для боевиков запрещенного ИГ. Когда следственно-оперативная группа, которой, к слову, руководила молодая следовательница, фиксировала деятельность радикалов, в их поле зрения и попал издатель Эжаев.

После задержания Асламбек Эжаев свою вину категорически отрицал, лишь сетуя на то, что его вовремя не предупредили и он не успел перебраться из России в Турцию или Францию, где имел виды на жительство.

Потом, посоветовавшись с адвокатами, обвиняемый издатель от дачи показаний и вовсе отказался, сославшись на ст. 51 Конституции, позволяющую не свидетельствовать против себя.

Между тем с помощью Росфинмониторинга и других спецслужб в ГСУ СКР установили, что противоправной деятельностью Асламбек Эжаев занимался с 2012 года и вплоть до задержания. При этом издатель, считает обвинение, аккумулировал деньги, поступавшие к нему за якобы проданные книги, а затем вывозил их наличными в Турцию или снимал со своих счетов за границей, передавая курьерам, перевозившим финансы в Сирию.

Полностью объем финансовых операций проследить не удалось, но, по оперативным данным, он мог быть гораздо больше, чем установили следствие и суд. При этом издатель не забывал и о себе: у Асламбека Эжаева было множество объектов недвижимости, в том числе ряд домов в Раменском городском округе Подмосковья.

Издателю грозило обвинение не только в финансировании запрещенного ИГ, но и в участии в террористическом подполье (ст. 205.4 УК РФ). Ряд свидетелей со стороны обвинения дали показания о том, что он присягнул на верность лидерам террористов, но соответствующая видеозапись и другие подтверждения не нашлись.

Представ перед судом, Асламбек Эжаев изменил свою позицию, перейдя к активной защите. Выступая с последним словом, он клялся в том, что не связан с боевиками, и завещал сыновьям восстановить свое доброе имя.

Участники расследования, в свою очередь, говорят, что шансов на это нет, а вот на то, чтобы обвиняемому стать фигурантом новых дел,— предостаточно. Следствие проверяет ряд данных об участии издателя в запрещенной деятельности, а кроме того, разбирается с другими участниками финансирования, которые перечисляли деньги хозяину «Уммы» якобы за полученные книги.

Сами произведения, издаваемые «Уммой», также вызвали вопросы. В ГСУ СКР сообщили, что по заключению экспертов их признавали экстремистскими, однако издатель менял названия, переиздавая запрещенные книги. Их изымали потом в колониях, где отбывают сроки осужденные за совершение преступлений террористической направленности.

Представители защиты издателя были недоступны для комментариев.
---
На Думской улице в Питере теперь не пить
Следственный комитет в Петербурге опечатал 20 баров на ней. 
Глухие миллионы Валерия Рухледева
Экс-президенту ВОГ Валерию Рухледеву дали реальный срок за схемы с недвижимостью.
Лерчек не последняя - черный день для блогеров-миллиардеров
Третьим по счету блогером, чьи доходы очень интересуют властей, может стать Елена Блиновская, «мать» инфобизнесменов и главная исполнительница желаний.
"Адские бабки" догнали Инну Чурилову
Завершено дело администратора Telegram-канала.
Минюст РФ хочет разъяснить «Сову»
Минюст требует ликвидировать аналитический центр за работу за пределами Москвы.
Серый кардинал Волгоградской области Михаил Мурзаев сел на 20 лет
Генерала СКР осудили за покушение на губернатора Волгоградской области.
Хинштейн нашел еще одного генерала Росгвардии, любившего откаты
Генерал-майор Вадим Драгомирецкий курировал вопросы обеспечения тыла в Центральном округе Росгвардии. Он сознался в получении откатов от подрядчика, работавшего на реконструкции одной из воинских частей.
Хозяева Level Group скидывали не в ту сторону
Какими способами Level Group Вадима Мошковича борется за клиента.
В репосте главы «Мемориала» разглядели дискредитацию
Уголовное дело о повторной дискредитации Вооруженных сил завели на председателя совета «Мемориала» Олега Орлова. Накануне у сотрудников организации прошли обыски. СК сообщил, что они проводились по делу о реабилитации нацизма.
Сначала Лерчек, теперь Саша Митрошина - налоговики прижали очередную блогершу
СКР по Москве возбудило уголовное дело об уклонении от уплаты налогов с физлица в отношении блогера Саши Митрошиной.
Марина Лошак покидает Пушкинский музей по собственному желанию
Марина Лошак проработала в Пушкинском более 10 лет. Слухи о ее возможной отставке ходили уже в феврале после ухода со своего поста директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. Что означает эта тенденция и кто придет на смену Лошак.
Инфоцыганам в «Сколково» жить хорошо
Начатый в марте поход налоговиков против известных и богатых блогеров приведёт к госфонду «Сколково».
ФСБ пошла по барам
Московские бары Underdog и La Virgen закрыты на неопределенный срок. 17 марта туда пришли силовики, они заставляли посетителей подпевать группе «Любэ». Визит был связан со спонсированием ВСУ.
Абрамченко снимает с россиян джинсы
Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» призвала россиян реже покупать джинсы. А если они пришли в негодность, постараться реанимировать. Это, по мнению чиновницы, поможет в деле сохранения окружающей среды.
Гидрологу Цветкову не повезло с фотороботом
Арест учёного-гидролога Александра Цветкова по обвинению в убийствах 20-летней давности свидетельствует о том, что в ходе расследования СК РФ преступлений прошлых лет объектом разработки может стать любой человек, попавший под прицел видеокамер в людных местах.
Московской журналистке, жертве домашнего насилия, грозит крупный срок за самооборону
Бывшая журналистка «Ведомостей» и РБК Оксана Гончарова почти полгода находится в подмосковном СИЗО: следствие обвиняет ее в убийстве Алексея Самусева, ее гражданского мужа и отца двоих ее детей. Адвокаты настаивают на том, что это была самооборона. Разбираемся в обстоятельствах этого дела.
Бастрыкин дотянулся до сахалинских судей
Судье вменяют в вину подстрекательство к превышению должностных полномочий.
Блогер Лерчек для Следственного комитета и ФНС - лишь разминка
В отношении блогера из Тольятти Валерии Чекалиной (Ler_chek) возбуждено новое уголовное дело. Мера пресечения - запрет на пользование интернетом как и ее супругу.
У «Связного» - новое лицо
Новая стратегия развития ритейлера началась с кадров.
Смертельный Jump для дочери Конкина
Суд не стал ужесточать наказание владелице фитнес-клуба, где погибла дочь актера. Ранее Анне Андриановой назначили два года принудительных работ, в апелляции прокуратура настаивала на пяти годах заключения.