РБК попал в расследование

МВД заподозрило неустановленных руководителей медиахолдинга в особо крупном мошенничестве.
12.05.2016
Главное следственное управление (ГСУ) столичного главка МВД возбудило уголовное дело о крупном мошенничестве в медиахолдинге РБК. Пока оно расследуется в отношении неустановленных лиц по фактам хищения активов более чем на $13 млн, однако в списке подозреваемых могут оказаться несколько руководителей холдинга. При этом, по данным "Ъ", полиция с подачи Генпрокуратуры ведет доследственную проверку еще по двум возможным преступным эпизодам, имеющим отношение к медиахолдингу, напряженную ситуацию вокруг которого в последнее время связывают как с редакционной политикой, так и с возможностью продажи. В самом РБК готовят иски к признанному потерпевшим Александру Панову.

Как стало известно "Ъ", уголовное дело о мошенничестве, совершенном группой лиц в особо крупном размере (ч. 4 ст. 159 УК РФ), было возбуждено ГСУ ГУ МВД по Москве еще в конце апреля, а сейчас по нему проводятся активные следственные действия. Инициатором расследования стала Генпрокуратура России, которая и направила материалы своей собственной проверки в следственные органы. Поводом же для нее послужило заявление бывшего акционера — входившего в структуру РБК ЗАО "Байт-Телеком" Александра Панова. До 2014 года он и его деловой партнер Ярослав Карецкий владели 25% этой фирмы, а сама стоимость доли оценивалась примерно в $13,4 млн. Остальные акции принадлежали ряду офшоров, включая Karuta Investments, директором которого, по некоторым данным, являлся заместитель председателя совета директоров РБК Дерк Сауэр.

Сам господин Панов пояснил "Ъ", что уголовное дело является продолжением затянувшегося конфликта с руководством РБК. По его словам, весной прошлого года он дал интервью "небольшому журналу", где рассказал о сути конфликта. "Оно было продумано до последнего слова, я понимал, что негативные выражения в адрес руководства РБК позволят им подать в суд на меня, который я проиграю",— сообщил Александр Панов. Однако, как он уверяет, это был сознательный шаг с готовностью выплатить компенсацию, но получить от РБК документы, которых у него не было,— о подробностях реструктуризации "Байт-Телекома".

В результате выяснилось, что некая Фарида Каримова в августе 2014 года подала в налоговые органы документы о реорганизации "Байт-Телекома" в ООО "ИнвестПроект", освобождении от должности генерального директора Игоря Селиванова и назначении себя на эту должность, а также передаточный акт имущества от ЗАО "Байт-Телеком" к ООО "ИнвестПроект". Позже это ООО оказалось присоединено к фирме "Дрок", зарегистрированной в Татарстане и имеющей признаки фиктивности. Надо отметить, что РБК и лично его гендиректор Николай Молибог действительно подали иск в Арбитражный суд Москвы к Александру Панову, требуя опровержения недостоверных данных, а также компенсации морального ущерба. Суд требования удовлетворил частично, обязав журнал опубликовать опровержение, а господина Панова — выплатить истцу 25 тыс. руб. Александр Панов пояснил "Ъ", что даже не стал обжаловать это решение, так как добился главного: РБК предоставил суду документацию по "Байт-Телекому". И, уже имея на руках эти документы, он написал заявление на имя генпрокурора Юрия Чайки, поскольку попытка договориться о возможной компенсации для него и его партнера с Николаем Молибогом не увенчалась успехом. По его словам, сама проверка заняла не более двух недель: заявителя пригласили к одному из заместителей генпрокурора, которому он и дал объяснения. После этого Александра Панова уведомили о передаче материалов в ГСУ ГУ МВД для возбуждения уголовного дела. Кроме того, органы прокуратуры направили в территориальные подразделения полиции данные о проверке по еще двум эпизодам. Одно из них, как и случай с "Байт-Телекомом", касается осени 2014 года, но был связан с ЗАО "Гарант-парк-телеком". В этой компании, одном из крупнейших в свое время регистраторов доменных имен в зонах .ru и .su, Александр Панов и Ярослав Карецкий были совладельцами 14% акций. Как утверждает господин Панов, уже признанный потерпевшим по делу "Байт-Телекома", в данном случае идет речь об умышленном банкротстве фирмы опять же "неустановленными лицами". Третьим эпизодом, по которому также ведется проверка, является якобы имевший место рейдерский захват Фонда развития технологий и инфраструктуры интернета, где Александр Панов был президентом. По его словам, у него в мае 2014 года под угрозой применения физического насилия просто отняли все правоустанавливающие документы и расставили там своих людей. И в частности, к этому был причастен руководитель службы безопасности РБК Александр Жгут. Сам экс-глава фонда утверждает, что поднимать шум сразу не стал, так как эта организация имела полномочия при регистрации доменных имен в доменах .MOSCOW/.МОСКВА, что могло бы "вызвать международный скандал". Ущерб же от этих двух возможных преступлений сам Александр Панов оценить не может.

По мнению ГУ МВД по Москве, подтвердившего информацию о возбуждении уголовного дела, афера с "Байт-Телекомом" имела цель лишить акционеров Панова и Карецкого их доли. Правда, само уголовное дело пока расследуется только в отношении "неустановленных лиц", а размер ущерба следователи пока оценивают лишь в 1 млн руб. Впрочем, это является обычной практикой, когда называется сумма, достаточная для определения особо крупного размера ущерба по статье о мошенничестве.

Телефон Николая Молибога вчера не отвечал. Впрочем, на своей странице в одной из соцсетей он сообщил, что никаких уведомлений о возбуждении уголовного дела не видел. "Мы не знаем, что в нем написано, и мы даже не знаем, упомянуты ли в этом постановлении РБК или кто-нибудь из сотрудников РБК",— сообщил он, отметив, что "любой намек на новость про нас — это сейчас "горячие пирожки"". При этом особо отмечалось, что юристы РБК рассматривают возможность подачи исков как к Александру Панову, так и к журналистам, растиражировавшим новости. Правда, он оговорился, что сделка с "Байт-Телекомом" была осуществлена в полном соответствии с законодательством РФ, а сама компания на протяжении ряда лет имела отрицательные чистые активы, которые оценивались в минус 10-12 млн руб.

Ряд собеседников "Ъ" еще в апреле, когда ФСБ и ФНС провели обыски в предприятиях группы ОНЭКСИМ (уголовное дело СКР по якобы выявленным тогда налоговым нарушениям пока не возбуждено), связывали напряжение ситуации вокруг РБК не только с редакционной политикой холдинга, но и с его возможной продажей. Еще в 2014 году источники "Ъ" сообщали, что консультации о продаже РБК велись с Аркадием Ротенбергом, владельцем Новолипецкого металлургического комбината Владимиром Лисиным и холдингом "Газпром-медиа". По итогам 2015 года совокупная выручка активов РБК выросла на 3%, до 5,1 млрд руб. Наиболее доходными для холдинга остаются медийные активы: телеканал, газета, журнал и сайт rbc.ru — их оборот составил 2,8 млрд руб. Еще 1,8 млрд РБК принесла группа Ru-Center (ею в свое время руководил господин Панов), в которую входят компании по регистрации доменов и хостинг. В качестве второстепенных активов в годовом отчете группы указаны сайты CNews и Loveplanet, их совокупная выручка упала на 20%, до 337 млн руб. РБК заинтересован в продаже этих активов, говорится в отчетности.

В последнее время среди претендентов на покупку РБК участники медиарынка называли владельца Rambler & Co Александра Мамута и "Национальную Медиа Группу" (НМГ). В конце апреля глава "Эха Москвы" Алексей Венедиктов писал в своем аккаунте в Twitter о заинтересованности Александра Мамута в покупке РБК. Позже представитель Rambler & Co назвала подобные версии "галлюцинацией".

Источники "Ъ" на медиарынке утверждают, что РБК вел переговоры и о возможной продаже НМГ. В числе совладельцев последней указаны структуры Юрия Ковальчука, Алексея Мордашова, группа "Согаз" и "Сургутнефтегаз". НМГ владеет "Пятым каналом", РЕН ТВ, 25% акций "Первого канала", газетами "Известия", "Metro в Санкт-Петербурге", продакшен-компанией "Арт Пикчерс Групп" и т. д. В то же время вчера источник "Ъ", близкий к акционерам РБК, заверил, что по крайней мере сейчас "переговоров о продаже нет".