Федяев и Бокарев готовы поддать Минтрансу угля

Вслед за Андреем Бокаревым на порт претендует и СДС.
Как стало известно “Ъ”, за участие в проекте угольного портового терминала «Лавна» в Мурманской области решил бороться холдинг СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина, вышедший было из проекта еще в 2013 году. Холдинг заявил правительству о возобновлении интереса к проекту после того, как в Лавну в качестве якорного инвестора собрался прийти совладелец УГМК Андрей Бокарев. СДС, по данным “Ъ”, готов приобрести до 75% Лавны и заключить договор take-or-pay. Экспертов и участников рынка возвращение холдинга к проекту удивило, по их мнению, это в первую очередь попытка не допустить усиления позиций УГМК.

Как стало известно “Ъ”, «СДС-Уголь», входящий в группу СДС Михаила Федяева и Владимира Гридина, готов стать якорным инвестором проекта угольного порта Лавна в Мурманской области в партнерстве с Государственной транспортной лизинговой компанией (ГТЛК) или другими участниками. Глава «СДС-Угля» Геннадий Алексеев 16 октября предложил вице-премьеру Максиму Акимову учесть предложение компании при принятии окончательного решения о формате проекта «Лавна» (копия письма есть у “Ъ”).

Мощность Лавны составит 18 млн тонн, стоимость — 24 млрд руб. Ранее ООО «Морской торговый порт Лавна» (МТП Лавна) паритетно принадлежало СДС и «Кузбассразрезуглю» (КРУ, входит в УГМК). Но в 2013 году из проекта вышел СДС, а в 2016 году КРУ продал долю, которой владел через ООО «Розана», ГТЛК (5% осталось у совладельца УГМК Андрея Бокарева).

Господин Алексеев пишет, что в связи с благоприятной конъюнктурой рынков и с учетом планов по развитию ТЭКа в ближайшие годы нужны масштабные инвестиции в добычу, переработку угля, строительство портов и железных дорог. Распоряжение о концессии по терминалу «Лавна» принято 1 октября (см. «Ъ-Онлайн» от 4 октября). В письме упоминается, что изначально в роли стратегического инвестора предполагался международный трейдер Mercuria, но, как сообщал “Ъ” 5 октября, в итоге им должен стать Андрей Бокарев. ФАС 27 сентября удовлетворила ходатайство «Бизнес-Глобуса», через который бизнесмен приобретает 70% Лавны.

Как отмечает СДС, уже сейчас УГМК контролирует свыше 45% перевалочных мощностей Северо-Запада РФ, контроль над Лавной к 2020 году даст компании контроль над более чем 60% мощностей региона. Это существенно ограничит конкуренцию в данном сегменте, в добыче и реализации угля, подчеркивается в письме. Геннадий Алексеев напоминает, что в 2017 году «СДС-Уголь» занял третье место по добыче (27,6 млн тонн) и экспорту угля (22 млн тонн) в РФ. Стратегия развития компании предусматривает до 2020 года рост добычи на 20%, уточняет топ-менеджер, напомнив, что холдинг и ОАО РЖД строят угольный терминал «Суходол» в Приморье мощностью до 20 млн тонн в год (см. “Ъ” от 4 сентября).

В аппарате Максима Акимова сообщили, что «вопрос по Лавне в принципе в проработке», в Минтрансе предложения СДС не получали. В ГТЛК отказались от комментариев, связаться с представителями СДС и получить комментарии УГМК и Андрея Бокарева не удалось. Ранее на потерю проекта в Минтранс жаловалась сама Mercuria (см. “Ъ” от 18 октября).

Источник “Ъ”, близкий к проекту, говорит, что позже СДС отправлял вице-премьеру и ГТЛК более детальное предложение. В частности, компания утверждала, что готова выступить якорным инвестором порта, купив до 75% МТП Лавна или «Розаны», ориентируясь на цену 1,3 млрд руб. плюс-минус 10% за 100% актива, которая может быть уточнена по результатам оценки, рассказывает он. СДС готов единовременно оплатить долю и при вхождении в «Розану» заключить акционерное соглашение с другими участниками, продолжает собеседник “Ъ”. СДС, по его словам, предложил обеспечить до 100% загрузки терминала и заключить контракт take-or-pay. Другой источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, напоминает, что СДС не раз вел переговоры с ГТЛК и УГМК по Лавне, но тогда предложения не устроили партнеров: «И Mercuria, и СДС не хотели гарантировать масштабные инвестиции в Лавну, непонятно, почему они решились на это сейчас, притом что цены на уголь в обозримой перспективе закрепятся на более низких уровнях».

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает неудивительным, что в условиях высокого спроса на уголь и ограниченных ресурсов портов разворачивается серьезная конкуренция проектов. Скорее всего, цель СДС, как и других угольщиков,— не допустить конкурента к реализации проекта и попытаться закрепиться в нем, полагает эксперт. Участие УГМК в качестве инвестора может выглядеть неоднозначно, добавляет он, но, скорее всего, Лавна не будет чисто кэптивным терминалом.
---
Абрамченко снимает с россиян джинсы
Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» призвала россиян реже покупать джинсы. А если они пришли в негодность, постараться реанимировать. Это, по мнению чиновницы, поможет в деле сохранения окружающей среды.
Близкие к Хуснуллину строители распилят миллиарды в вотчине Росатома
IT-кампус за 41 миллиард рублей в Нижнем Новгороде построит компания, связанная с вице-премьером РФ.
Экс-советник Абдулатипова мухлевал с металлоконструкциями
Бывший гендиректор муромского предприятия осужден по статьям о мошенничестве и растрате.
"Трансмашхолдинг" играет на чужой стороне
Российские армия, флот и транспортная отрасль могут остаться без двигателей и автономных источников энергоснабжения.
Бокарев и Махмудов послали Гайский ГОК лесом
За гибель троих рабочих на Гайском ГОКе УГМК судят «стрелочников».
«Вымпелком» своим не отдают
Правительство не согласовало сделку по продаже оператора.
Добежал ли бывший главпочтальон Максим Акимов до израильской границы
О том, где сейчас находится бывший глава "Почты России" Максим Акимов, доподлинно никому не известно. А между тем, у силовых структур к нему могут возникнуть вопросы.
Нисанов с Воробьевым приземлятся в Мамырях
Как Марат Хуснуллин, Андрей Воробьёв и Год Нисанов "поделят" ТПУ, и почему это может вылиться в очередное уголовное дело.
Греф метит в главные по лекарствам
Возможное участие главы "Сбербанка" Германа Грефа в фармакологическом бизнесе, станет "болячкой" для Татьяны Голиковой и её "протеже" Виктора Харитонина.
Титов, Хуснуллин и Шувалов сообразят в Абрау на троих
Инвестиции в курорт у озера Абрау могут оказаться очередной возможностью для "отмыва" средств.  Среди главных "интересантов" проекта называют Бориса Титова, главу ВЭБ.РФ Игоря Шувалова и вице-премьера Марата Хуснуллина.
Чемезов получит почти миллиард на движок
Создание новых двигателей ПД-8 смахивает на очередной "распил", а их качество может привести к новым трагедиям и человеческим жертвам.
ФАС забросила невод в Мурманский рыбный порт
Как под предлогом защиты государственных интересов порт отнимают у законных владельцев.
Министру Мантурову подыскали молодых красавчиков в замену
Вокруг минпромторга РФ вновь поднялась волна слухов, связанная с кандидатурой потенциального министра. Один из претендентов появился в ведомстве буквально в прошлом месяце, при этом опыта работы в реальном секторе нет ни у одного кандидата.
Собчак повинилась перед Чемезовым
Ксения Собчак извинилась перед главой "Ростеха". Что ужасного было в посте о дне рождения Бокарева — не говорится.
Прорехи "Автодора" Хуснуллин залатает рублями граждан
В бюджете «Автодора» зияет дыра в 130 миллиардов рублей.
«Незыгарь» спрятал зубы
Очередной виток передела рынка Telegram случился в России. Один из наиболее популярных в политическом сегменте телеграм-каналов «Незыгарь» перешёл под управление людей, близких к действующему премьер-министру Михаилу Мишустину.
Феликс Винокур вышел из «Транспортных систем» не дожидаясь остановки
Новый электробус собрали после ухода из компании харизматичного собственника.
Семья Хуснуллина окопалась в Серебряном Бору
Росреестр засекретил данные о многомиллионном имуществе семьи вице-премьера Марата Хуснуллина. Но сделал это крайне неумело. Возможно, все дело в санкциях...
Хуснуллин с Чернышенко отправились в большой турпоход за деньгами
Упразднение Ростуризма и отставка Зарины Догузовой позволят вице-премьерам взять под контроль финансы, выделяемые на развитие отрасли.
Семейным бизнесом Игоря Юсуфова заинтересовалось государство
Принадлежащие семье активы экс-главы Минэнерго Игоря Юсуфова могут остаться без лицензии на разработку газовых месторождений.