Дорога в никуда Руслана Байсарова

Чеченский бизнесмен продолжает строить экономически бессмысленную железнодорожную ветку к неконкурентному тувинскому углю.
Главным проектировщиком железнодорожной ветки Курагино – Кызыл станет петербургский институт «Инженерная группа «Стройпроект». Таковы итоги конкурса, организованного заказчиком – «Российскими железными дорогами». Стоимость контракта – 5,4 млрд. рублей.

Задача подрядчика – определить места возведения искусственных сооружений, включая виадуки, тоннели, мосты, разъезды и станции, а также ответвление на Элегестское месторождение, и внести эти корректировки в документы по планировке. Для этого инженерам предстоит пройти 410 километров. Срок исполнения всех работ, согласно конкурсной документации, – август 2021 года.

По данным тендерной площадки, конкуренцию «Стройпроекту» пытались составить две компании – московское ООО «Мост» и филиал китайской инженерной железнодорожной корпорации «Эр Юань».

Строительство железной дороги должно завершиться в течение 4,5 лет. Цель создания ветки – разработка Элегестского месторождения коксующегося угля и последующая поставка продукции по территории страны. Впрочем, сейчас речь идет и о развитии сельского хозяйства. Предполагается, что по железной дороге сможет ходить до 19 пар поездов каждый день, а в будущем она может быть продлена в Монголию, а затем и в Китай.

Дорога длиной в десятилетие

Проект разработки Элегестского месторождения и связанной с ним железной дороги Курагино – Кызыл существует уже более 10 лет, а сроки его запуска многократно откладывались. Первоначально инициатором этой идеи была «Енисейская промышленная компания», подконтрольная предпринимателю Сергею Пугачеву. В 2011 году она была продана совладельцам «Русской медной компании» – Игорю Алтушкину и Руслану Байсарову. Через год последний покинул ЕПК и заявил о создании ООО «Тувинская энергетическая промышленная компания», которая должна была перехватить проект. Так и произошло: в начале 2013 года у ЕПК была отозвана лицензия, а уже весной ее получила ТЭПК.

Проект получал и государственную поддержку. В 2014 году, например, правительство одобрило выделение ему 86,8 млрд. рублей из Фонда национального благосостояния. Тогда же премьер-министр Дмитрий Медведев официально поддержал идею министра обороны Сергея Шойгу о продлении ветки до Китая для возможной поставки угля в азиатские страны.

Весной прошлого года правительство РФ одобрило включение Элегестского месторождения и железной дороги Курагино – Кызыл наряду с еще 31 проектом в состав КИП «Енисейская Сибирь».

Полномочный представитель президента в СФО Сергей Меняйло называл проект приоритетным для Сибири и ожидал, что он «поможет раскрыть инвестиционный, туристический и минерально-сырьевой потенциал территории, а также обеспечит доступность региона и новые рабочие места».

Согласно последним данным, фигурирующим в документах на официальном сайте «Енисейской Сибири», протяженность железнодорожной ветки Элегест – Курагино – Кызыл должна составить 410 километров с выходом на Транссиб, по ней будет вывозиться до 15 млн. тонн угля в год. Проект должен быть реализован до 2024 года, а общий объем инвестиций превышает 360 млрд. рублей.

Во главе угля

Бывший советник спикера парламента Тывы, издатель местной газеты «Риск» Сергей Конвиз скептически относится к перспективе строительства железнодорожного пути. По его информации, проект железной дороги будут создавать далеко не в первый раз, и связано это с законодательным требованием обновлять документацию каждые пять лет из-за возможных геологических процессов.

«Поиск частного инвестора для железной дороги велся с 2002 года, но результатов не дал, и я не вижу причин, почему сейчас ситуация могла бы поменяться. Единственное, что произошло за эти годы, – президент Путин в 2011 году забил символический костыль в основание ветки, и в этом месте затем положили четыре рельсы длиной до 100 метров. Все это называется станцией Кызыл-конечная, хотя ничего похожего на вокзал рядом нет», – рассказал Конвиз.

Не верит эксперт и в конкурентоспособность тувинского угля. По его словам, период коксования его составляет 36 часов, в то время как у кемеровского сырья – 24 часа.

«Он не востребован даже на территории Тувы. У нас работает Каа-Хемский разрез, обеспечивающий потребности Кызыла и прилегающих территорий, но, например, мощности «Евраза» уже закрылись. Там работает только оборудование по откачке воды, да и от него, по слухам, готовятся отказаться. Не говоря о том, что железная дорога, работающая только в одну сторону, на вывоз сырья, не сможет окупиться никогда», – добавляет экс-советник спикера.

Конвиз отметил и то, что население республики негативно относится к проекту, опасаясь «заметного изменения этнического состава населения».

Вагонные споры

Периоды интереса к проекту и его спада коррелируют с мировой конъюнктурой цен на уголь, заметил управляющий директор «Финам Менеджмент» Элвис Марламов. По его словам, всплеск количества желающих разрабатывать месторождения в Тыве пришелся на середину 2000-х годов, когда потенциальные инвесторы «вставали в очередь в надежде получить лицензию». Но все резко изменилось из-за кризиса 2008 года. В 2011-2012 годах уголь на мировых рынках вновь подорожал, и о проекте освоения Элегестского месторождения вновь заговорили на государственном уровне, однако затем цены вновь пошли на спад вместе с интересом к теме. Нынешнюю активизацию эксперт связывает с недавно достигнутым новым пиком цен на сырье, который пришелся на 2018-2019 годы.

«На самом деле, есть большие сомнения, что тувинский уголь в ближайшее время будет сильно востребован. Сейчас, наоборот, есть проблема, что добытый уголь не могут вывезти, говорят, что на железнодорожных узлах целые пробки из поездов с сырьем. И если добавить к ним еще продукт из Тувы, это усугубит ситуацию. Опять же, мы видим, что крупнейшие компании анонсируют снижение добычи из-за ситуации на рынке», – отмечает он.

Марламов сомневается и в том, что сырье в ближайшее время будет востребовано за рубежом, поскольку Китай, скорее всего, столкнется с экономическим спадом и «ему будет не до этого».

В то же время Индия анонсировала планы по увеличению производства стали в несколько раз в 2023 году, для чего ей потребуется дополнительный коксующийся уголь.

«Под эти цели тувинский уголь может, в принципе, быть востребован, но и без него желающих поучаствовать в поставках много», – заключил эксперт.
---
Судья завернул хищения в Конституцию
Бывший глава Конституционного суда Тувы обвиняется в присвоении 1,4 миллиона рублей.
На Siemens напустили "Сапсанов"
Концерн пытается перенести суды с ОАО РЖД за пределы России.
Ликсутов подцепил Нижний Новгород на канатку
Строительство канатной дороги в Нижегородской области рискует обернуться "распилом" в пользу вице-мера Москвы Максима Ликсутова, главы Минэкономразвития Максима Решетникова и семьи зампредседателя Госдумы Александра Жукова.
ТОНИк из РЖД для Владимира Токарева
За хищениями госконтрактов из РЖД могут стоять люди вице-президента компании Олега Тони. Деньги пропадают год за годом, под следствием бывший замминистра транспорта, однако сам Тони, по каким-то причинам, остается вне подозрений.
Олег Тони успешно переводит стрелки
За хищениями госконтрактов из РЖД могут стоять люди вице-президента компании. Деньги пропадают год за годом, под следствием бывший замминистра транспорта, однако сам Тони, по каким-то причинам, остается вне подозрений.
Поджог оборудования на железной дороге сочли терроризмом
ФСБ задержала трех человек, готовивших теракт на объектах Свердловской железной дороги.
МВД полощет грязное белье экс-главы Федеральной пассажирской компании
За крупные хищения арестован бывший топ-менеджер РЖД Михаил Акулов.
Благодарный бизнес отплатил красноярскому железнодорожнику Гелендвагеном
По подозрению в коррупции задержан экс-замначальника Красноярской железной дороги.
Сын Фургала пошел по стопам отца
За «нанесение побоев» Антон Фургал отсидел три дня в ИВС.
«Мехпрачечная СвЖД» никак не отмоется от новых исков
Контроль в суде получила «Мехпрачечная СвЖД». После срыва стройки в Екатеринбурге бизнес Вячеслава Шеянова теряет контракты со структурами РЖД.
Как долетался Якунин-младший
Как сыну Владимира Якунина Андрею потребовалась консульская помощь посольства Великобритании.
РЖД и ФСИН заманивают сотрудников бронью
Кадровики ряда государственных структур, в основном силовых, после объявления о частичной мобилизации быстро сориентировались и стали продвигать в своих вакансиях новое конкурентное преимущество.
Салман Бабаев будет спаивать россиян
Бывший вице-президент РЖД развлекается на пенсии через винный бизнес своих сыновей.
Черную кассу бандитов пополняли всей Тувой
Лидера тувинской ОПГ не выпустили из СИЗО в Москве.
Руслан Байсаров наведет в обход "БТС-Мост"
Новая концессия на строительство обхода Балахны с участием структур Руслана Байсарова вызывает сомнения в ее реализации.
ФАС ударила по РЖД током
ОАО РЖД не пускают на оптовый энергорынок.
Суд перевел высокопоставленному железнодорожнику стрелку на колонию
Осужден бывший первый заместитель начальника КбшЖД Дмитрий Атякин.
Антона Михалькова догнала миллиардная субсидиарка
Верховный суд подтвердил обязательства Гендиректор «Росводоканала» а Михалькова по делу о банкротстве «Инжпутьстроя».
Железнодорожники отрывают от себя «Тещин язык»
Издатели популярной прессы теряют точки продаж на железнодорожных станциях.
«Черноармейцы» пишут Нарусовой
Предполагаемым участникам экстремистской группировки из Тувы предъявили обвинение.