Андрей Костин добился эффекта Стрейзанд, считают ‟Ведомости‟

Под запрет попало около 1000 публикаций, юристы называют это прецедентом.
 Сервис блогов «Яндекс.Дзен» удалил опубликованное 2 апреля расследование проекта Baza об апартаментах, которыми сначала владел ВТБ, а потом журналист ВГТРК Наиля Аскер-заде. Об удалении материала Baza сообщила в своем Telegram-канале, текст расследования доступен на сайте проекта. «Дзен» получил жалобу на материал, поскольку тот содержит оскорбление или клевету, объяснил представитель сервиса, но не ответил на вопрос, от кого получена жалоба. Также «Дзен» получил уведомление Роскомнадзора, который указал, что материал Baza содержит информацию, распространение которой в России запрещено. Служба сослалась на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области по иску ВТБ о защите деловой репутации, вынесенное в ноябре 2018 г. Это решение касалось публикаций, в большинстве из которых были упомянуты ВТБ, президент банка Андрей Костин и Наиля Аскер-заде. Если бы «Дзен» не удалил статью Baza, страница с этой публикацией была бы заблокирована.

Представитель Роскомнадзора подтвердил, что направил такое уведомление «Яндексу». Он не раскрыл, какие именно сведения в материале Baza Роскомнадзор признал запрещенной информацией. На аналогичный вопрос самой Baza сотрудники Роскомнадзора также не ответили, сказал «Ведомостям» сооснователь издания Никита Могутин.

На основании ноябрьского решения суда и аналогичного ему решения, вынесенного тем же судьей Нестеровым в сентябре 2018 г., Роскомнадзор уже заблокировал около 1000 ссылок на интернет-ресурсы, следует из данных общественного проекта «Роскомсвобода». Столь массовая блокировка на основе всего двух судебных решений – прецедент для России, говорит руководитель «Роскомсвободы» Артем Козлюк.

В расследовании Baza, в частности, со ссылкой на данные Росреестра говорилось о том, что Аскер-заде владеет апартаментами в 1-м Зачатьевском переулке в Москве. Эти апартаменты в 2012 г. приобрел ВТБ, позднее они были проданы иностранному офшору, а в 2014 г. владелицей стала Аскер-заде. Росреестр подтвердил «Ведомостям» эту информацию.

Аскер-заде ранее была корреспондентом «Коммерсанта» и «Ведомостей», с 2011 г. работает на ВГТРК. В 2018 г. она стала лауреатом премии ТЭФИ как лучший интервьюер на российском ТВ. Костин и Аскер-заде не комментируют свои отношения. Аскер-заде и представитель ВТБ не ответили на вопросы «Ведомостей».

ВТБ начал жаловаться на распространение сведений, порочащих его деловую репутацию, летом 2018 г. «Ведомости» обнаружили в картотеке Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области сведения о 10 похожих исках банка. Девять из них были объединены в одно судебное производство, решение по ним было вынесено в сентябре 2018 г.: суд признал опубликованную на 16 новостных ресурсах информацию не соответствующей действительности, порочащей деловую репутацию ВТБ и запрещенной к распространению в России. В ноябре суд вынес практически идентичное решение еще по одному иску ВТБ, оно касалось 14 сайтов.

При этом суд постановил признать запрещенными не сами материалы, размещенные на этих ресурсах, а именно информацию (сведения) в отношении ВТБ и его сотрудников. В решениях судов цитируются абзацы из оспариваемых статей, но какие именно сведения признаются запрещенными, не конкретизируется.

Управляющий партнер Коллегии медиаюристов Федор Кравченко называет массовые блокировки по иску ВТБ «правовым нигилизмом». Суд при вынесении решений нарушил сразу несколько правовых норм, уверен он. В частности, при установлении, соответствуют ли опубликованные сведения действительности или нет, суду необходим ответчик, указывает Кравченко, а суд даже не пытался привлечь администраторов сайтов к процессу. Также суд не указал в решении, какие именно сведения, по мнению истца, не соответствуют действительности и носят порочащий характер, говорит юрист. Наконец, нормам права противоречит применение данных решений для блокировки других сайтов, уверен Кравченко: «Невозможно автоматически применять решение по сведениям в конкретном тексте или текстах к любому другому тексту. Суд обязан каждый раз заново оценивать каждый текст. И у автора должно быть право доказать суду, что изложенная им информация верна».

Представитель Роскомнадзора подтвердил «Ведомостям», что после решений судов служба требовала удаления материалов о ВТБ, опубликованных не только на перечисленных в решениях суда ресурсах, но и на других сайтах. На каких основаниях служба признает тот или иной материал о банке и его сотрудниках запрещенным к распространению, представитель Роскомнадзора не сказал.

Могутин из Baza полагает, что Роскомнадзор вычищает материалы под «одну гребенку»: «В статье есть ВТБ, Костин и Аскер-заде? Значит, блокируем».

Руководитель правозащитной группы «Агора» Павел Чиков называет происходящее «цензурой рунета в интересах отдельных лиц». Он также уверен в противоправности использования таких схем блокировки без решения суда по каждой конкретной публикации.

Сам «Дзен» уже не впервые удаляет посты после жалоб бизнесменов и компаний на оскорбление и клевету. Так, в середине марта по жалобе банка «Тинькофф» сервис временно заблокировал пост в канале «Адские бабки», который ведет журналист Александра Баязитова.
Как Игорь Краснов следит за ценами и продолжает ли прокуратура кошмарить бизнес «Не на бумаге, а на деле»
Генпрокурор Игорь Краснов рассказал “Ъ” о борьбе с коррупционерами, украинскими националистами и собственными подчиненными.
Марину Ракову не отпустили домой
Экс-замглавы Минпросвещения Марина Ракова попросила на заседании Тверского районного суда заменить ей меру пресечения с СИЗО на домашний арест, ей отказали.
Топы Бинбанка уже в СИЗО, с Шишхановым пока не определились
Экс-владельца банка Микаила Шишханова проверяют на причастность к хищениям.
Высокопоставленный сотрудник МЧС загремел в СИЗО
Бывший глава аппарата Евгения Зиничева арестован по обвинению в превышении полномочий при ремонте.
Суд обул профсоюз журналистов на полмиллиона
Суд назначил организации рекордный штраф за «дискредитацию» армии.
Писателям-иноагентам Сергей Миронов велел творить на кухне
СРЗП займется поиском «агентов иностранного влияния» среди деятелей искусств
КПРФ выкорчует у депутатов домики в странах НАТО
Партия предлагает запретить чиновникам и депутатам иметь недвижимость в странах альянса.
Погорелый OZON
Ущерб от возгорания превышает 10 миллиардов рублей, продавцы и покупатели могут рассчитывать на компенсацию.
Ректор «Шанинки» всех сдал и вышел из СИЗО
Следователь сообщил суду, что Сергей Зуев признал вину и возместил ущерб. Ректор находится в СИЗО с прошлой осени, зимой он перенес операцию на сердце.
Столичные эмчеэсовцы сфальшивили с "Сонатой"
В деле о сгоревшем хостеле "Соната" в Москве речь может идти о целой коррупционной системе поборов в столичном ГУ МЧС.
Колумбийские вертолеты ремонтировали взаправду
Апелляция оправдала одного фигуранта и дала условный срок второму.
Горе адвоката Талантова - от ума
Защитник Ивана Сафронова оставлен в СИЗО.
Торговля правами аукнулась московским гаишникам через 10 лет
Осуждены фигуранты дела о взятках.
«Омбудсмен полиции» получил пять лет
Вынесен приговор Владимиру Воронцову.
Самолеты iFly приземлила Внуковская таможня
Чартерный перевозчик пытается оспорить таможенные претензии.
Нижегородский химинститут подкосила Губаха
Химический институт Игоря Есина продолжает проходить процедуру банкротства.
Задорные госконтракты дизайнера Задориной
Кто помогает успешному дизайнеру Анастасии Задориной получать многомилионные госконтракты из бюджета.
Голикову разменяют на Ракову
Объединённую структуру ПФР и ФСС может возглавить Татьяна Голикова, тогда как её пост вице-премьера может получить заммэра Москвы Анастасия Ракова. Кто окажется в плюсе - Михаил Мишустин или Сергей Собянин.